10.07.2014
Дизайн в целом включает в себя достаточно широкий круг понятий, суть которых тем не менее сводится к одному - окружение, или может быть даже точнее говоря - оболочка человека.
Здесь есть свой микромир - например посуда. Ее употребление максимально индивидуализировано - например в силу гигиенических требований. Некоторое частное нарушение этой индивидуализации есть своеобразное проявление интимности, так же, например, как раскуривание сигареты. И есть макромир дизайна, направленный на общественно-социальное воздействие - например реклама. К примеру, трудно представить себе тарелку размером с рекламный щит. При этом непосредственная функциональность используемого мотива нивелируется!
Здесь есть свой символизм, то есть использование не только непосредственных - функциональных, но и опосредованных - образных - качеств, потому что назначение элементов или деталей окружения или этой оболочки человека может меняться. Например, посуда, выйдя из непосредственного употребления, может стать элементом оформления интерьера.
Здесь есть своя классика и своя тенденция.
Классика заключается в развитии основных принципов Г.Велфлина - соотношение пластицизма и иллюзионизма (см. статью того же сайта «Ландшафтный дизайн»).
Современная тенденция, как ни парадоксально, строится на романтическом контрасте, столкновении. Это уже не условность символизма, потому что затрагивает предмет - слишком материальный мир!
С одной стороны, само возникновение дизайна на базе классических ремесленных в самом высоком значении этого слова ручных декоративно-прикладных искусств обозначает усиление функционального практицизма. Мир вещей изначально менее духовный, чем например живопись, хотя материальные качества есть и у живописи. Самый классический пример сути живописи - очаг папы Карло из приключений Буратино - так сказать - светит, но не греет! В этом отношении предметный мир дизайна и хай-тека неизбежно оказывается отражением уровня производства. Сравнительно недавно - до конца 1980-х годов - в России его обозначали презрительным определением «ширптореб». Но эта пренебрежительная унизительность напрямую была связана с низким уровнем советского производства! Советский ширпотреб был направлен на удовлетворение самых элементарных потребностей, в то время как в остальном цивилизованном мире потребитель всегда имел выбор, то есть, мог самовыразиться! А сейчас советский ширпотреб с успехом для себя заменил импорт, который на «тлетворном западе» гордо именуется «Pret-a-porte»!
Само внедрение новейших технологий и машинного производства, неизбежное уменьшение, от которого никуда не деться, роли ручного труда, как бы высоко он не ценился, является проявлением этого усиления практицизма мира вещей!
С другой стороны, сами безграничные возможности новейших технологий подталкивают и творца, и потребителя к поиску и решению невыполнимых задач, то есть к усилению иллюзионизма, когда все можно превратить во все! Использование новейших технологий не самоценно, это не упрощение производства ради самого упрощения, а если угодно упрощение для усложнения, для получения более высокого результата меньшей ценой, то есть в конечном итоге - для пресловутой индивидуализации!
Здесь мы по-видимому переживаем что-то вроде Нового Возрождения, только под имеем хай-тека.
Собственно, каждая новая тенденция хочет войти в историю, хочет стать мифом. В художественном творчестве два! самых больших мифа - Классическая Древняя Греция и Классическое Возрождение. Например, нет понятий Классическое Барокко, Классический Модерн! Древняя Греция и Классическое Возрождение - два колоссальных прорыва, в первом - человек научился изображать себя - в скульптуре, во втором - изображать окружающий мир в легендарной живописи. Похоже, что в хай-теке человек сможет по-настоящему выражать себя через мир вещей. Этого на самом деле до сих пор не произошло, например, в модерне этому помешала избыточная декоративность при относительно слабом развитии технической базы СМИ - о чем можно было говорить, если только зарождался кинематограф, не говоря о телевидении!
Дизайн интерьера в этом создании оболочки человека занимает промежуточное положение - между дизайном отдельного предмета и дизайном мегаполиса. Дизайн интерьера - это уже ансамбль, но это еще не лавинообразная стихия космических тарелок! И вот за счет камерности этого ансамбля дизайн интерьера, возможно, выражает отдельного человека лучше всего!
В оформление интерьеров все активнее возвращаются элементы, входившие в эту систему достаточно долго, выявленные в ней с боями и кровью, но отвергнутые в пуританском СССР, когда в погоне за строительством нового общества эти элементы были отброшены, как старый хлам. При строительстве Днепрогэса было не до дверных ручек! А потом мир вещей превратился в имитационный ширпотреб. Ручка включает завиток - уже барокко - хотя барокко включало и колонну - просто ее надо поставить, как колонну барокко!
Дизайн в целом включает в себя достаточно широкий круг понятий, суть которых тем не менее сводится к одному - окружение, или может быть даже точнее говоря - оболочка человека.
Здесь есть свой микромир - например посуда. Ее употребление максимально индивидуализировано - например в силу гигиенических требований. Некоторое частное нарушение этой индивидуализации есть своеобразное проявление интимности, так же, например, как раскуривание сигареты. И есть макромир дизайна, направленный на общественно-социальное воздействие - например реклама. К примеру, трудно представить себе тарелку размером с рекламный щит. При этом непосредственная функциональность используемого мотива нивелируется!
Здесь есть свой символизм, то есть использование не только непосредственных - функциональных, но и опосредованных - образных - качеств, потому что назначение элементов или деталей окружения или этой оболочки человека может меняться. Например, посуда, выйдя из непосредственного употребления, может стать элементом оформления интерьера.
Здесь есть своя классика и своя тенденция.
Классика заключается в развитии основных принципов Г.Велфлина - соотношение пластицизма и иллюзионизма (см. статью того же сайта «Ландшафтный дизайн»).
Современная тенденция, как ни парадоксально, строится на романтическом контрасте, столкновении. Это уже не условность символизма, потому что затрагивает предмет - слишком материальный мир!
С одной стороны, само возникновение дизайна на базе классических ремесленных в самом высоком значении этого слова ручных декоративно-прикладных искусств обозначает усиление функционального практицизма. Мир вещей изначально менее духовный, чем например живопись, хотя материальные качества есть и у живописи. Самый классический пример сути живописи - очаг папы Карло из приключений Буратино - так сказать - светит, но не греет! В этом отношении предметный мир дизайна и хай-тека неизбежно оказывается отражением уровня производства. Сравнительно недавно - до конца 1980-х годов - в России его обозначали презрительным определением «ширптореб». Но эта пренебрежительная унизительность напрямую была связана с низким уровнем советского производства! Советский ширпотреб был направлен на удовлетворение самых элементарных потребностей, в то время как в остальном цивилизованном мире потребитель всегда имел выбор, то есть, мог самовыразиться! А сейчас советский ширпотреб с успехом для себя заменил импорт, который на «тлетворном западе» гордо именуется «Pret-a-porte»!
Само внедрение новейших технологий и машинного производства, неизбежное уменьшение, от которого никуда не деться, роли ручного труда, как бы высоко он не ценился, является проявлением этого усиления практицизма мира вещей!
С другой стороны, сами безграничные возможности новейших технологий подталкивают и творца, и потребителя к поиску и решению невыполнимых задач, то есть к усилению иллюзионизма, когда все можно превратить во все! Использование новейших технологий не самоценно, это не упрощение производства ради самого упрощения, а если угодно упрощение для усложнения, для получения более высокого результата меньшей ценой, то есть в конечном итоге - для пресловутой индивидуализации!
Здесь мы по-видимому переживаем что-то вроде Нового Возрождения, только под имеем хай-тека.
Собственно, каждая новая тенденция хочет войти в историю, хочет стать мифом. В художественном творчестве два! самых больших мифа - Классическая Древняя Греция и Классическое Возрождение. Например, нет понятий Классическое Барокко, Классический Модерн! Древняя Греция и Классическое Возрождение - два колоссальных прорыва, в первом - человек научился изображать себя - в скульптуре, во втором - изображать окружающий мир в легендарной живописи. Похоже, что в хай-теке человек сможет по-настоящему выражать себя через мир вещей. Этого на самом деле до сих пор не произошло, например, в модерне этому помешала избыточная декоративность при относительно слабом развитии технической базы СМИ - о чем можно было говорить, если только зарождался кинематограф, не говоря о телевидении!
Дизайн интерьера в этом создании оболочки человека занимает промежуточное положение - между дизайном отдельного предмета и дизайном мегаполиса. Дизайн интерьера - это уже ансамбль, но это еще не лавинообразная стихия космических тарелок! И вот за счет камерности этого ансамбля дизайн интерьера, возможно, выражает отдельного человека лучше всего!
В оформление интерьеров все активнее возвращаются элементы, входившие в эту систему достаточно долго, выявленные в ней с боями и кровью, но отвергнутые в пуританском СССР, когда в погоне за строительством нового общества эти элементы были отброшены, как старый хлам. При строительстве Днепрогэса было не до дверных ручек! А потом мир вещей превратился в имитационный ширпотреб. Ручка включает завиток - уже барокко - хотя барокко включало и колонну - просто ее надо поставить, как колонну барокко!